Горы и долиныГОРЫ И ДОЛИНЫ на family-travel.narod.ru
КРЕСТ НАД БАЙДАРАМИ


Буковый лес на перевале


'Лебединая песня': поваленное дерево цветет в последний раз


Пионы на фоне Чатыр-Дага


Вид на Чернореченское водохранилище


На горизонте - родной город


...и море


(Байдарская долина, с.Передовое)

Долину реки Чёрной и долину Бельбека связывает перевал Бечку. С верхней точки перевала открываются потрясающие по красоте виды на Байдарскую долину и горы Главной гряды. Это одно из немногих мест, откуда открываются круговые панорамы на западный Крым. Не сходя с места можно увидеть и могучий Чатыр-Даг, и самый высокий Роман-Кош, и белые купола на Ай-Петри и прекрасный Севастополь в голубой дымке, и небоморе за ним. Причем, в отличии от других мест, это вполне доступно.

Очень живописная старая дорога, проложенная вплотную к подножью Байдаро-Кастропольской стены, начинается в селе Передовом. Шоссе поднимается в гору по левому, пологому склону балки, ее противоположный склон невысок, но обрывист. Скоро появятся домики лагеря 'Атлантика', выше - блеснет среди деревьев большой пруд.

Начинаются серпантины, вскоре асфальт сменяется щебнем. Ширина проезжей части остается неизменной (6-7 м), однако само шоссе приобретает тот вид, какой имело более ста пятидесяти лет назад, по окончании его строительства.

В конце Крымской войны, ожидая заключения мира, англичане и французы стремились чем-то занять бездельничающих солдат, а заодно (на всякий случай!) готовились к наступлению в центральные районы Крыма. Поэтому французское командование и отдало приказ о прокладке дороги. К слову сказать, не единственной, построенной ими. Да и англичане тоже занимали своих солдат дорожными работами. Легко представить, как это было. Одни копали землю, другие долбили камни, изготовляя щебень. Кстати, о щебне. Казалось бы, предельно простой и очень старый способ - устраивать дорогу, укатывая в земляное полотно щебень. Но в то время это было последним словом в строительстве дорог. Подобный вид шоссе изобретен в 30-х годах XIX века в Англии и назывался по имени изобретателя макадамовым. У Диккенса часто встречается выражение 'макадамово шоссе', вполне понятное его современникам, а теперь требующее комментария. Так вот, от того места, где кончился асфальт, идем по этому шоссе, продолжающему упорно карабкаться в сторону невидимого перевала.

Дорогу перебежал зайчишка, в очень темной, новенькой шубке. Встречаются тут и кабаны. Не случайно перевал Бечку ещё называют 'Кабаний'.

Вот и перевал. Но он не вознаграждает путешественника широким видом: перспективу слева и справа закрывают Хамильские высоты, а впереди и сзади - стена леса. Чтобы насладиться редкой по красоте панорамой, поднимаемся на вершину горы, куда ведет крутая лесная дорога.

Буковый лес как арка смыкается над дорогой, сопровождая путника мерцанием солнца на светлых стволах. Тысячами солнечных зайчиков светятся под деревьями лютики-цветочки. Оттого кажется лес радостным, сияющим, юным. Он словно освежает душу и тело, как ключевая вода. Именно тогда, когда ты не в шумной компании, а сам или с самыми близкими тебе. Аромат орхидей и пионов витает над перевалом.

Купол вершины имеет удивительно правильный полуциркульный профиль, на верхней точке его когда-то стояла триангуляционная пирамида - высота здесь около 800 метров. 'Охи' и 'ахи' вскоре заканчиваются. Стоишь и молча наслаждаешься увиденным.

Отсюда как на ладони видна долина Бельбека - улицы и домики сел, зеркала прудов, прямоугольники полей. Вдали - шатер Чатыр-Дага, наивысшие точки Крыма - Роман-Кош, Кемаль-Эгерек и Демир-Капу, хорошо видны массивы Бойко и Седам-Кая, прямо на юге легко узнать Бедене-Кыр с шариками, дальше - вершины Ай-Петринской яйлы. Западнее - Ильяс-кая и Куш-Кая, понижение в рельефе между ними - ласпинский перевал Хайто. А на горизонте, в голубой дымке - Севастополь.

Стоит немного переместиться к другому отрогу горы - и перед нами Байдарская долина, подернутая легкой дымкой, с зеркалом Чернореченского водохранилища.

Гора, на которой стоим, обозначена на современных картах совершенно неоригинально - Лысая. Это название связано с ее внешним видом - склоны горы покрыты лесом, а вершина действительно почти голая. Чуть ниже вершины горы установлен крест и, надо думать, через определенное время название горы измениться. Быть ей Крестовой.

Традиция устанавливать поклонные кресты существовала в Крыму еще со времен Андрея Первозванного. Воздвижение крестов - это древняя христианская традиция. Крест является символом веры и спасения, служит средством для уничтожения вражды и для примирения человека с Богом: 'и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем'.

Традиция возродилась вновь: устанавливаются символы веры у въезда в крымские города и села, на вершинах гор, в местах будущих храмов или просто в памятных для верующих местах, чтобы созерцать их очами и сердцем.

13 мая 2007 г.

  • Доступность: 2
  •  
    ГЛАВНАЯ family-travel.narod.ruГлавная страница сайта