(Приморский бульвар)
11 сентября 1854 года между Константиновской и Александровской батареями по приказу главнокомандующего князя А.С. Меншикова для заграждения входа на рейд затопили семь судов: фрегаты "Сизополь", "Флора", корабли "Уриил", "Три Святителя", "Селафаил", "Силистрия", "Варна". Суда ушли на дно вместе с пушками и такелажем. Позже, в феврале 1855 года, от Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи - на Южной появилась вторая линия мачт, выступающих из воды: моряки затопили еще восемь судов. Предпринятые меры сделали крепость практически неприступной с моря.
В ноябре 1854 года для подрыва затопленных судов на винтовом пароходе "Принц" англичане отправили в Балаклаву секретное оружие - мины и отряд водолазов. Как известно, во время сильнейшего шторма "Принц" вместе с этим оборудованием затонул, и затопленные русские суда, обреченные в жертву, до конца 349-дневной обороны преграждали доступ кораблям союзников в Севастопольскую бухту.
В 1905 году на месте второй линии затопления судов в десяти метрах от берега установили памятник. Его авторы: скульптор академик А.Г. Адамсон, архитектор В.А. Фельдман и военный инженер О.И. Энберг.
Он возвышается на квадратном основании в виде утеса, сложенного из необработанных гранитных глыб. Из него вырастает шестигранный пьедестал, увенчанный стройной коринфской колонной из светло-серого полированного диорита. Завершается она бронзовой фигурой двуглавого орла с распростертыми крыльями, несущего в клюве лавровый венок - символ славы. Под базой с южной стороны монумента укреплена бронзовая доска с рельефной картой Севастопольской бухты и обозначением линий затопленных кораблей. Ниже ее на гранитных плитах пьедестала - рельефная надпись: "В память кораблей, затопленных в 1854 и 1855 гг. для заграждения входа на рейд". С северной стороны утеса была укреплена почти пятиметровая мачта. Общая высота памятника 16,66 метра, высота колонны 7,08 метра. Размах крыльев орла - 2,67 метра. Существует легенда, что его крылья изображают профили адмирала Нахимова и императора Николая I. Что ж, при некотором воображении можно со стороны моря увидеть и профиль адмирала в фуражке, и царя в кавалергардском шлеме.
Памятник пережил землетрясение 1927 года и взрыв донной мины вблизи от него 22 июня 1941 года, хотя были утрачены часть орла, капители и гранитные блоки. Ремонтно-восстановительные работы проводились в 1950-х, 1989 годах. Частично укрепили подводную часть памятника, заделали каверны. Но агрессивная морская среда и время неумолимо наступают на один из исторических символов Севастополя. Бесследно исчезла бронзовая мачта, морская стихия смыла несколько гранитных блоков скалы, вновь нуждается в защите подводная часть монумента.