(Приморский бульвар)
В последние месяцы Первой обороны Севастополя для сообщения между Северной и Южной сторонами построили плавучий мост через Севастопольскую бухту. Строили его сто моряков и сто плотников, которым помогали ратники 45-й дружины Курского ополчения и саперы 4-го батальона с 14 июля по 15 августа 1855 года. Мост по проекту начальника инженеров Крымской армии генерал-лейтенанта А.Е. Бухмейера навели из 86 плотов, каждый длиной 13 метров, шириной проезжей части более пяти метров. Общая ширина моста была 11 метров, длина - 960 метров, на плаву удерживался якорями. 27 августа (8 сентября) 1855 года защитники Севастополя, основная часть гарнизона, по этому мосту переправились на Северную сторону. Последним по нему прошел генерал-майор А.П. Хрущёв в сопровождении капитана И.Г. Воробьёва.
Очевидец переправы поручик Лев Толстой с документальной точностью описал этот переход и внутреннее состояние защитников:
Севастопольское войско, как море в зыбливую мрачную ночь, сливаясь, развиваясь и тревожно трепеща всей своей массой, колыхаясь у бухты по мосту и на Северной, медленно двигалось в непроницаемой темноте прочь от места, на котором столько оно оставило храбрых братьев, - от места, всего облитого его кровью; от места, одиннадцать месяцев отстаиваемого от вдвойне сильнейшего врага, и которое теперь велено было оставить без боя... Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам.
На следующий день мост развели. В 1905 году по проекту архитектора А.М. Вейзена и инженера Н.Ф. Еранцева на оконечности Николаевского мыса соорудили мемориальное обозначение в виде архитектурно оформленной каменной пристани с лестничным маршем и парапетом на подпорной стене, облицованной крымбальским известняком. Мемориальная гранитная плита завершена фронтоном. Оформление пристани дополнено чугунными ядрами и рымами для крепления канатов.